Поощрение и наказание

Ревность — во многом детское чувство и всегда связано с соперничеством. Чаще всего это соперничество развивается между братьями и сестрами за внимание их родителей. Каждый из них претендует быть первым и единственным у своих родителей. Со временем ребенок может «перерасти» это чувство, при этом, не важно был ли он единственным ребенком в семье или нет. Важно то, достаточно ли любви, заботы и внимания уделяли ему родители, и, соответственно, насколько самостоятельной и самодостаточной личностью он вырос. Известно, что как недостаток родительской заботы, так и гиперопека может приводить к искажениям в развитии ребенка. Как правило, сильную ревность испытывают люди, которые не самодостаточны, не уверены в себе, либо наоборот слишком самоуверенны и считают человека своей «собственностью».
Стоит запомнить основные правила:

  • Выражайте недовольство поступком, но никогда самим ребенком. Только его отдельными действиями. Так вы отделите его самого от его дурного поступка;
  • Не спешите осуждать его чувства или желания, каким бы непозволительными они вам ни казались.Что толку любить себя в ребенке, лелея мечты о том, что малыш вместо вас проживет ту жизнь, которая не сложилась у родителя, и наконец-то зазвучит в доме фортепиано или будут поблескивать золотые медали чемпиона. Любовь к ребенку предполагает готовность увидеть его собственные способности и уникальную, сильную личность, которая сможет прожить свою жизнь, а не жизнь за родителей. Однако и здесь кроется подвох. Жить ребенку предстоит в обществе, которое устроено по определенным правилам. Если родители хотят, чтобы ребенок проявил себя в этом обществе, заявил о своих талантах, то с самого раннего детства его стоит учить этим правилам, которые позволяет ему общаться и с другими малышами, и с самыми разными взрослыми. В три года полноценно развивающийся ребенок способен ориентировать свое поведение в простых координатах можно — нельзя; хочу — надо.
  • Еще одна проблема, знакомая родителям — нежелание ребенка делать то, что ему положено, учиться, читать, помогать по дому и т.д. И родители часто решают эту проблему самым неподходящим способом. Они идут на «подкуп», давая ребенку взамен выполненных им обязанностей, деньги, либо предоставляя ему какие-нибудь желанные вещи и удовольствия. Это может дать вполне предсказуемый, негативный и опасный результат. Претензии ребенка растут, требования становятся все более настойчивыми. И вы идете на поводу этого порой неравноценного обмена, когда принцип «ты мне — я тебе» приобретает самые уродливые формы.

Но и поощрения должны осуществляться психологически грамотно. Так, хвалить ребенка стоит тогда, когда он на самом деле действует и добивается результата, оценивая при этом не его личность, а в первую очередь действия: «Как здорово ты придумал», «как ловко это у тебя получается», «видно, что ты очень старался». Второе важно правило похвалы – включать в нее других людей, для которых действия ребенка оказались важны: «Как будет счастлива бабушка», или «папа очень гордится твоей ответственностью», или «маме так приятна твоя забота». Тем самым ребенок включается в полноценные отношения с окружающими, где взаимодействуют обе стороны. Не только родители и другие близкие проявляют о нем заботу, но важно и его отношение, он тоже может сделать что-то для своей семьи. Если за каждым действием ребенка стоят отношения с другими людьми, то понятнее становятся и запреты. Нельзя бросаться песком не потому, что мама такая вредная и не дает повеселиться, а потому что может пострадать другой ребенок; а съедать все конфеты нельзя потому, что есть еще брат и сестра, которые тоже любят сладкое.
В распоряжении родителей много различных средств воздействия на ребенка – это и ласка, и расширение прав ребенка, и покупка различных поощрительных подарков, но самое мощное позитивное средство воздействия – это совместная игра! Ради интересной игры с родителем ребенок и порядок наведет, и уроки быстро сделает и даже будет терпеть общество младшего брата. Только родителю стоит постараться и играть честно, то есть настроиться на интересы ребенка, следовать за его инициативой и хотя бы на полчаса отказаться от нравоучительной позиции. В игре можно все. Заодно родитель получит информацию о том, что на самом деле думает ребенок по поводу детского сада, или о чем мечтает, что его беспокоит.
Воспитывают, по большому счету, не поощрения и наказания, а внимательное, личностное отношение к ребенку, общая жизнь вместе с малышом.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.