Советы родителям

Денисова Мария Сергеевна,
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»,
педагог-психолог.

Обучение и воспитание детей с риском школьной дезадаптации

Итак, позади первое сентября. Начались настоящие школьные занятия, первые трудовые будни. И тут выясняется, что несмотря на длительную и всестороннюю подготовку, на рассказы о школе и совместные покупки различных школьных принадлежностей, ваш ребенок испытывает трудности: быстро устает, не хочет в школу, стал более плаксливым, появились страхи, ранее не замечаемые, ночные кошмары, тики, заикания и прочие серьезные изменения.
Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией. Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Однако часто бывает так, что ребенок никак не может привыкнуть к новым условиям, требованиям и оказывается неподготовленным к школьному обучению. Такой процесс называется школьной дезадаптацией
Причины школьных трудностей очень разнообразны. Поэтому, желая помочь ребенку, мы прежде всего должны найти проблему, вызвавшую затруднение, иначе наша помощь будет неэффективной.

Причины и рекомендации родителям для преодоления школьной дезадаптации

  1. Несформированность навыков учебной деятельности. Чаще всего причиной являются особенности интеллектуального развития ребенка, педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и/или учителя. В таком случае рекомендуется заниматься с ребенком дополнительно самостоятельно, или записать ребенка на развивающие занятия. Не нужно сравнивать ребенка, говорить ему, что он хуже кого-то. Показывайте, что Вы принимаете и любите его таким, какой он есть.
  2. Несформированность школьной мотивации, направленность на внешкольные виды деятельности. Причиной возникновения в этом случае может быть стремление родителей “инфантилизировать” ребенка, психологическая неготовность к школе, разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома. Для ребенка в этом случае важно внимательное отношение значимых взрослых: родителей, учителя, которые знакомят его с нормами поведения, подчеркивают значимость учебы, поощряют самостоятельность, формируют заинтересованность в обучении. Так же необходимо уделять ребенку внимание не только когда он плохой, но и когда хороший.
  3. Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

Обычно причина возникновения кроется в особенностях семейного воспитания при отсутствии первичных нарушений в двух формах:

  1. потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений по времени и норм);
  2. гиперпротекция (полный контроль действий ребенка).

Для преодоления в этом случае следует понять, какой стиль воспитания существует в семье. Важно больше разговаривать с ребенком, выслушивать его, придерживаться правила: «Дома — без оценок». Не разговаривайте с ребенком «сверху вниз», старайтесь, чтобы Ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, садитесь не напротив, а рядом, повернувшись к ребенку, приобнимите его, или возьмите за руку, тактильные ощущения очень важны — это доказательство нашей любви и принятия.

  1. Неумение приспособиться к темпу учебной деятельности (темповая неприспособленность). Причинами могут быть минимальная мозговая дисфункция, общая соматическая ослабленность, особенности семейного воспитания — “тепличные условия” ребенка. Чтобы преодолеть трудности в этом случае рекомендуется интересоваться школьной жизнью ребенка, не только учебой, но и отношениями с другими детьми, учителем. Важно относиться к трудностям ребенка в школе как к временным и быть готовыми помочь с ними справиться.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Важно обращать внимание как на общее состояние, так и на отдельные сферы школьной жизни. Полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ученика в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе. Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист.
Если Вы сомневаетесь, что справитесь сами, обратитесь к детскому психологу. Он поможет объективно оценить ситуацию и наметить пути решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *