Педагог-психолог
«Как помочь ребенку благополучно осуществить переход из дошкольного детства в школьное?»
Этим вопросом задаётся почти каждый родитель, ребёнка-первоклассника. Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Прежде всего, необходимо признать, что из дошкольного детства ребенок переходит именно в детство. Безусловно, это уже другое, новое, но все же детство. Школьная адаптация – это процесс приспособления ребенка к новой социальной ситуации, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Исходя из этого, получается, что только ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, но это не совсем правильно. Школа, в свою очередь, также должна идти навстречу ребенку, с помощью создания благоприятных условий для его дальнейшего развития. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Для того чтобы родители, детский сад и школа могли помочь ребенку преодолеть этот сложный период, необходимо обозначить основные проблемы, встречающиеся при адаптации и определить, как и кто: школа, детский сад или семья, должны не допустить их возникновения. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание различных сфер и социальных внешних условий ведет к успешной адаптации, неблагополучное – к дезадаптации.
Основные причины дезадаптации:
- Физическое развитие. Если организм не готов функционально, то есть развитие отдельных органов и систем не достигает такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды, то адаптация ребенка будет проходить с наибольшими трудностями.
Рекомендации: В данной проблеме основная ответственность ложится на плечи родителей, так как именно они решают, в каком возрасте их ребенок пойдет в школу. Нельзя установить одинаковые рамки для всех детей, так как это исключительно индивидуальный показатель. Поэтому родители должны со всей серьезностью отнестись к здоровью своего ребенка и адекватно оценить его возможности поступления в школу в определенном возрасте.
- Произвольность. Конфликт заключается в том, что произвольность, как новообразование, формирующееся в учебной деятельности (ведущей деятельности данного возраста), сталкивается с низким развитием произвольности, которое мешает началу обучения в школе.
Рекомендации: В формировании произвольности участие принимают и семья, и школа, и детский сад. Но основы произвольности закладывает детский сад, который строит свою работу с детьми, учитывая следующие параметры: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
- «Внутренняя позиция школьника» и мотивация. «Позиция школьника» заключается в совокупности познавательных и коммуникативных потребностях. Несформированность данной позиции заключается в том, что ребенок хочет идти в школу, но не хочет учиться, так как не понимает зачем. Отсутствие «позиции школьника» выражается в затруднении формирования «чувства желания учиться». Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, которая заключается в совокупности познавательных и социальных мотивов, мешает ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Рекомендации: Помогать формировать мотивацию и «позицию школьника» детей могут и должны родители. Для этого они должны беседовать с ребенком о школе, объяснять, что и зачем там происходит. Приводить примеры из собственной жизни, делиться опытом. Также особое значение в формировании мотивации занимает детский сад. Замечательно, если воспитатель также беседует с детьми о школьной жизни. Возможны встречи с учителями школы и учениками.
- Режим. Нормы и правила школьной жизни не совпадают с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка, что приводит к психологическому напряжению. Рекомендации: Помочь ребенку безболезненно включиться в новые условия и режимные моменты должны родители. Им необходимо стараться поддерживать соответствующий распорядок дня дома. Необходимо объяснять детям, что определенные правила есть во всем и их необходимо соблюдать, иначе будет полный беспорядок, и каждый будет делать то, что вздумается. Можно привести детям различные ситуации. Например, мама каждое утро садится в автобус и едет на работу. Автобус должен идти по определенному маршруту. Но водителю не захотелось соблюдать данное правило, и вместо положенного маршрута, он поехал в парк. А в парке вышел из автобуса и отправился гулять. Затем, можно задать детям вопросы, что произошло потом? Правильно ли он поступил, почему?
- Общение со взрослым (учителем). Если общение ребенка со взрослым затруднено, это может повлиять на способность ребенка опираться не на личный ситуативный опыт, а на содержание общения, понимание позиции взрослого и смысла заданий учителя.
- Общение со сверстниками (одноклассниками). Если общение ребенка со сверстниками затруднено, то это может привести к неспособности ребенка взглянуть на себя и свои действия со стороны, изменить внутреннюю позицию, объективно относиться к действиям других участников совместной работы, т.е. коллективной деятельности.
Рекомендации: Успех общения со сверстниками и со взрослым зависит от самого взрослого, то есть учителя. Учителю необходимо как можно скорее: познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.; начать формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребёнку сферу успеха, самореализации; использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
- Общение с родителями. Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию ребенка к школе.
Рекомендации: Родители должны поддерживать и помогать своим детям. Стараться понять их. Ждать от них не оценок, а знаний. Больше интересоваться не тем, какую оценку сегодня получил их ребенок, а тем, что ему понравилось или не понравилось, тем, что нового и интересного он узнал, тем, как складываются его отношения с учителем, с одноклассниками.
- Самооценка. Низкая самооценка способствует нахождению ребенком непреодолимых препятствий в каждом деле. Высокий уровень тревожности мешает ребенку сходиться со сверстниками, учиться без явного напряжения, овладевать знаниями.
Рекомендации: Формирование самооценки происходит и в семье, и в детском саду и, конечно, в школе. Очень важно хвалить детей. Но здесь надо быть осторожными. Хвалить надо, но не просто так. Хвалить необходимо за дело, самое маленькое и, на первый взгляд, незначительное, но настоящее: дети сами убрали игрушки, накрыли на стол, что-то нарисовали или написали, помогли другу, поделились игрушкой – вот детские дела, которые им не всегда даются без труда.
Выполнение данных рекомендаций обеспечит ребенку благоприятный переход в новую социальную ситуацию, а также плодотворную перестройку его познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Также данные рекомендации помогут родителям и педагогам правильно и достойно прожить данный нелегкий период.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
«Моя дочь перешла в 5 класс и никак не может адаптироваться к средней школе. Как мне ей помочь?»
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится Ваш ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
-
- Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
- Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится ,как его учат.
- Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.
Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
- Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
«Моему сыну 5 лет. Все мне говорят, что он гиперактивный. Я не знаю, что мне с ним делать!»
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, Вы должны знать, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребёнок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Предлагаем Вашему вниманию рекомендации, которые помогут Вам выстроить правильное общение со своим ребенком.
- В первую очередь, необходимо помнить, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребёнку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребёнка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.
- В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. С ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. При выполнении домашнего задания желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона тоже не должно быть, так как ребёнок чувствителен и восприимчив к вам, эмоции его захлестнут и станут помехой для дальнейших действий.
- Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).
- Следует избегать большого количества кружков, секций, так как завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости и капризам.
- Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательно «обратная связь» от взрослого, иначе при вседозволенности ребёнок начинает манипулировать взрослыми.
- Так как ребёнку делают часто замечания и в школе, и дома (страдает самооценка), поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала неискренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять вам. Хвалить за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность лучше не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребёнка
- Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, так как в противном случае ребёнок просто «выключится» и не услышит вас.
- Большие задания лучше давать частями (вторую часть предлагать только после того, как он выполнит первую). Не нужно давать и несколько заданий сразу. Выполнение коротких заданий следует проконтролировать.
- Запретов не должно быть слишком много, их необходимо заранее оговорить с ребёнком и сформулировать в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что последует, какие санкции будут введены за нарушение того или иного запрета. При выполнении санкций надо выдерживать последовательность, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмоциональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.
- Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребёнок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку, лучше говорить спокойно и сдержанно. Вместо категоричного «нет» дайте возможность выбора другого занятия.
- За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребёнка об этом. Можно завести будильник или таймер для напоминания о прекращении происходящей деятельности. Если ребёнок выполняет условия, то заслуживает вознаграждения. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.
- Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- С целью предупреждения перевозбуждения ребёнка следует ограничить его пребывание в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
- Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, приготовления уроков, прогулки, сна.
- Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, так как это способствует эмоциональному возбуждению.
- Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
Готова ли рука к письму?
В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.
Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе.
Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.
Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить ребенка писать до школы не следует.
Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию неправильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.
Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6- 7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.
Подготовка же руки к письму до школы может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на развитие координации движений рук.
Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:
— если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
— если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.
Во второй части книги вы найдете конкретные рекомендации, игры и задания для развития мелких мышц кистей рук ребенка.
А пока мы поговорим о зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.
Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.
Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.
Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.
Упражнения и игровые задания для развития мелких мышц кистей рук
— Разминать пальцами пластилин или глину.
— Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
— Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, на коленках и т. п. Упражнение выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Махать в воздухе только пальцами.
— Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
— Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке или шнурке.
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки.
— Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.
— Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.
— Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой.
— Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать.
— Вырезать различные фигуры ножницами.
— Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т. д.
К 5-6 годам ребенок способен выполнять задания, которые потребуют от него точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относят плетение из бумаги, ткани, тесьмы или веревки.
Особую роль в подготовке руки к письму играют вышивка, шитье и вязание. С их помощью ребенок приучается к аккуратности, точности, настойчивости и внимательности. Занятия рукоделием можно начинать с шестилетними детьми, так как в более раннем возрасте справиться с такими заданиями ребенку будет сложно.
Дети в любом возрасте любят складывать различные фигурки из бумаги. Обучение складыванию можно начинать с пятилетнего возраста.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
«Мой ребенок учится только в первом классе и уже не хочет делать домашнее задание. Как мне быть?»
Выполнение домашних заданий — одна из основных проблем, с которой сталкиваются родители, и здесь они, как правило, совершают первую ошибку — делают эти задания за ребенка или вместе с ребенком. Ответственность родителей, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку условия, возможность делать домашнее задание, создать систему. Задача ребенка заключается в использовании этой системы. Предлагаем родителям практические советы, которые научат Вашего ребёнка учиться.
- Установите с ребенком рабочее пространство (комната, стол) и время, когда ребенок делает уроки.
- Наиболее оптимальное время для выполнения домашнего задания с 16.00 до 18.00!
- Заранее распределите для ребенка предметы по степени важности или сложности, чтобы двигаться от более легких к более сложным заданиям.
- Договоритесь с ребенком, будут ли перерывы во время того, как он будет делать уроки, и если будут, то на сколько минут и чем он займется. Оптимально делать перерывы каждые полчаса на 15 минут. При этом ребенок не должен перевозбуждаться (бегать, прыгать, играть в компьютерные игры). Однако это все индивидуально — некоторые дети предпочитают делать уроки без перерывов.
- Выключите телевизор, если вы его смотрели, музыку, закройте компьютер, не говорите громко по телефону — ребенка ничего не должно отвлекать, когда он делает домашние задания.
- Перед тем как по плану ребенок должен начать делать уроки, вместе с ним вынимаете из его рюкзака все учебники, ручки, карандаши, предупреждаете, что рабочее время начнется через столько-то минут, а перед окончанием — напоминаете ребенку, сколько осталось.
- Если ребенок просит помощи, вы помогаете в разумных пределах, а не делаете задание за него.
- Если ребенок говорит, что он что-то не понимает в задании, задавайте ему наводящие вопросы, чтобы он сам мог домысливать.
- Мотивируйте ребенка делать уроки вовремя, самостоятельно и качественно, например, он может зарабатывать очки, которые могут быть использованы для «покупки» каких-то привилегий, или придумайте вознаграждения в виде его любимых игр.В частности, это помогает ребенку научиться планировать и организовывать домашнюю работу, управлять временем, делать выбор и решать проблемы, словом, такой порядок развивает все навыки, которые способствуют эффективной адаптации ребенка в будущем во взрослом мире.
- Такое системное выполнение домашних заданий помогает ребенку развить поведенческие образцы и ментальные привычки, которые будут служить ему, по сути, всю жизнь.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
«Моя дочь – левша. Каждый раз, когда ей приходится рисовать, мы сталкиваемся с проблемой, как правильно взять карандаш или кисточку в руку. Есть ли специальные упражнения, которые помогут правильно научить левшу держать карандаш?»
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам советы, которые помогут справиться с Вашей проблемой.
В первую очередь уделите внимание рабочему месту ребенка. Зафиксируйте свое внимание на том, что все элементы имеют особую ориентацию.
- Свет должен падать спереди или справа так, чтобы ребенок не закрывал его рукой.
- Лист на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.
- Важно научить ребенка-левшу правильно держать ручку. Пальцы должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика. Следует приобрести в канцелярском магазине товары для левшей. Они значительно упрощают процесс написания. Например, ручки заполняются специальными быстросохнущими чернилами. Таким образом, они не будут размазываться.
- Еще одна особенность – это то что, во время письма правая рука перемещает тетрадь.
- Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради. Ничего страшного, даже если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению.
- Рука составляет одну линию с ручкой, небольшой наклон допускается.
- Рука находится под строкой.
- При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Многие левши стараются писать в зеркальном отражении. Следует обращать внимание на этот факт. Придумывайте вместе с ребенком зрительные образы, которые смогут помочь ему лучше запомнить правильное написание букв и цифр. Для лучшего понимания и запоминания учебного материала также используйте рисунки, наглядные пособия.
Доказано, что у левшей гораздо сложнее формируются навыки автоматизма. Таким образом, нужно крайне терпеливо относиться к отрабатыванию бытовых навыков, которые, в дальнейшем, перейдут и на письмо.
Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.
Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения.
Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.
Очень многие левши так никогда и не овладевают искусством каллиграфии. Поэтому не стоит ругать своего ребенка за плохой почерк. Запомните, что левшам крайне трудно писать безотрывно и практически невозможно писать с наклонов в правую сторону, потому что рабочая рука закрывает написанное. В любом случае, обучение ребенка письму и, в частности, правильному держанию ручки, очень трудоемкое занятие. Одной из причин нежелания правильно держать письменные принадлежности может быть их неудобная конструкция. В таком случае попробуйте приобрести другую ручку или карандаш, который, возможно, подойдет вашему ребенку больше, чем прежний.
В помощь: прописи и ручки для левшей. Помимо вышеназванных рекомендаций, можно взять на «вооружение» и другие инструменты. Сейчас выпускают специальные прописи для левшей детей. В них стрелками показано направление письма. Все буквы пишутся прямо. Прописи для левшей облегчают процесс обучения, позволяют быстро научить ребенка-левшу красивому письму. Также – специальные ручки для левшей. Такие ручки имеют углубления для пальцев и наклон, который облегчает написание. Ручки для левшей имеют особые быстросохнущие чернила, благодаря чему, они не размазываются во время письма. Помимо этих товаров, можно приобрести ножницы, точилки, ластики, линейки для левшей. Все левши, которые начинают применять эти полезные новинки, говорят, что они очень облегчают жизнь.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
«Как научить ребенка быть организованным?»
В последнее время этим вопросом задаётся каждый второй родитель. Организованность — навык весьма ценный во взрослой жизни, но воспитывать его нужно уже с детства. Как это сделать ненавязчиво и естественно:
- Заведите семейный календарь и следите за ним постоянно. Пусть это будет большой настенный календарь и в нем будут расписаны дела сразу всех членов семьи. Можно завести каждому отдельный настенный календарь и повесить их рядом, чтобы сверять расписания. Календарь должен быть на видном месте, в досягаемости должны быть карандаши, маркеры, клейкие листочки, чтобы можно было делать пометки и приклеивать их прямо на календарь.
- Заведите контрольные списки. Очень удобная и полезная вещь — контрольные списки на любой случай жизни. Приучайтесь к ним вместе с детьми. Можно начать с простых: «5 вещей, которые нужно сделать перед сном», «Что должно лежать в портфеле», «Что брать с собой в поездку к бабушке»… Поощряйте ребенка и самого создавать такие списки, они будут служить своего рода опорой в нужный момент, и помогут быстро собраться и ничего не забыть.
- Поручайте детям домашнюю работу, связанную с сортировкой и категоризацией. У вас эта работа съедает массу времени, а ведь вы вполне можете ее доверить ребенку, он справится, причем испытывает гордость за то, что оказался полезен маме и умеет делать важные вещи по дому. Это может быть сортировка чистого белья, развешивание одежды по вешалкам, раскладывание чистой посуды по местам, помощь с разбором продуктов по шкафчикам, правильная расстановка книг в шкафу и т.д.
- Готовьтесь к завтрашнему дню с вечера. Эта замечательная привычка сэкономит вашей семье массу времени и нервов, если она у вас приживется. Всю одежду, в которой вы завтра идете в школу, на работу, в детский сад, приготовьте сегодня, погладьте, подберите аксессуары. Для девочек, кстати, это может стать приятным ежедневным ритуалом — подбирать одежду на завтра. В сумках-рюкзаках уже тоже все, что нужно, должно лежать, все телефоны должны быть заряжены, карандаши подструганы…
- Купите ребенку планировщик. Объясните сначала, что такое планировщик, как он может помочь успевать все делать и следить за многими вещами одновременно. А затем купите тот, что понравится ребенку, и научите его им пользоваться. Ребенок вскоре и без подсказок начнет понимать, насколько это важная и ценная вещь — время, и что нужно с уважением относиться к времени других людей, сверять свое расписание с семейным календарем, чтобы избежать конфликтов в планировании. На практике в планировщик ребенок записывает и школьное расписание, и расписание всех секций и кружков, а в свободное время можно спланировать поход в кино всей семьей или поездку на лыжную базу.
- Помогите ребенку с организацией своего рабочего места. Чтобы все мелочи не валялись одной кучей в ящике письменного стола, заведите ребенку много контейнеров или органайзеров под мелочи. Их можно сделать и самим, заодно проведя больше времени друг с другом. Для всех школьных материалов должно быть хорошо организованное место — держатели под тетради, учебники, карты, атласы и пр.
- Для домашних заданий неплохо было бы завести свое время, свой час, в который ребенок будет настроен выполнять домашние уроки. Создайте ему подходящие условия, обеспечьте тишину, не отвлекайте. Но пусть это будет всегда примерно в одно и то же время.
- 9. Готовьте вместе. Проводить время на кухне с родителями это сказочное удовольствие для детей, особенно если мама доверяет какой-то процесс, пусть даже просто по подготовке продуктов. Кулинария дает хорошие уроки по организованности: подготовь все продукты в нужном количестве, рассчитай время приготовления, составь список закончившихся продуктов… А вот и новый контрольный список, который ребенок легко поможет вам составить.
Приучать ребенка к организационным навыкам можно только своим собственным примером. И если у вас и так с организованностью все в порядке, то эти советы вам вряд ли откроют что-то новое. Но иногда родителям тоже нужен толчок — вставать раньше, убирать на место взятые вещи, составлять списки, продумывать заранее, не забывать о встречах… Возможно, воспитание организованности в детях станет одновременно стимулом воспитать организованность в себе самих.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева
«Никак не могу заставить сына убирать игрушки за собой?
Посоветуйте, как научить?»
Вопрос об уборке игрушек возникает почти в каждой семье. Давайте попробуем вместе решить эту непростую задачу. С чего же начать?
Во-первых, сократите число игрушек, имеющихся в расположении ребенка. Маленьким детям совсем не нужен целый склад игрушек. Спрячьте некоторые игрушки, а затем чередуйте их, доставая одни и убирая другие — тем самым вы оживите детский интерес к забытым игрушкам.
Выберите в детском магазине вместе с малышом красивый мешок для игрушек или ящик, такой чтобы нравился ребенку, и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место, в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилам взрослых
Во-вторых: важно начинать обучение ребенка элементарной дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и запретами. Учитесь, играя — «Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?». Но одно условие, давайте ребенку выиграть. Обязательно придумайте вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое.
В-третьих: не забывайте, что ребенок копирует нас с вами. А вы всегда убираете свои вещи на место? Собственный пример поможет увидеть, что убирая игрушки, он поступает как взрослый: «Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места»… Примеров из жизни множество. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать, как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.
В-четвертых: вы можете опираться на детскую литературу — прочесть сказки Корнея Чуковского «Федорино Горе» или «Мойдодыр».
Если не помогает, ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки и продолжает ставить вам условия, есть один очень чудодейственный способ: «Игрушки обиделись и ушли к другому малышу».
Что имеется в виду: Ребенок отказался собрать после себя разбросанные игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом начинается ВОЛШЕБСТВО. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел. Ваш малыш просыпается, а вокруг пусто. Через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки. На вопрос: «Где они?» — вы спокойно отвечаете, что обиделись, наверное, и ушли к другому малышу (можно написать записку от имени игрушек и прочесть её малышу).
Малыш начинает искать, плакать, нервничать и т. д. Здесь важно выдержать момент. Ребенок должен осознать свою ошибку и то, в чем именно он был неправ, почему игрушки убежали и захотеть все исправить.
НЕЛЬЗЯ отдавать малышу игрушки сразу при первых слезах. Обговорите с ним ещё раз, что случилось вчера и почему утром игрушек не стало. Разъясните малышу, что так поступать нельзя. Пусть он час, другой побудет без любимых игрушек. Поймёт как ему скучно без них.
После каждой уборки обязательно похвалите ребенка. Нежные объятья и мамин поцелуй будут лучшей наградой для крохи. На первых порах обязательно помогите ребенку, делайте все вместе! Но помните, что научить ребенка убирать игрушки – это длительный процесс и только от вашей настойчивости и систематичности зависит УСПЕХ!
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева