Нам сказали, что если в саду у ребёнка были проблемы с речью, то в школе может появиться дисграфия.

«Моему ребёнку 6 лет, мы ходим к логопеду, так как он неправильно произносит некоторые звуки. Нам сказали, что если в саду у ребёнка были проблемы с речью, то в школе может появиться дисграфия. Правда ли это и можно ли как-то избежать этого?»
Действительно, если у ребёнка в дошкольном возрасте были проблемы со звукопроизношением, то существует опасность появления дисграфии при обучении в школе. Дело в том, что письмо – это очень сложный процесс, в котором принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью её развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребёнку необходимо:
1) определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука,
2) соотнести выделенный звук с определённым образом буквы,
3) воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребёнка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций, то, в случае непринятия соответствующих профилактических мер, может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.
Её предпосылки проявляются уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому не стоит затягивать с походом к специалисту, ведь чем раньше у ребёнка будет выявлены речевые нарушения, тем быстрее можно оказать коррекционное воздействие. Это позволит приблизить его по уровню речевого развития к возрастным нормам.
К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен:
— владеть правильным звукопроизношением;
— уметь слышать и различать звуки родного языка;
— анализировать звуковой состав речи;
— пользоваться разными способами словообразования;
— пользоваться развёрнутой фразовой речью.
Каковы же основные предпосылки возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста?

  1. Ребёнок не различает на слух акустически близкие звуки: твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, свистящие – шипящие, а также звуков «Р», «Л», «Й». Это рассматривается как явная предпосылка акустической дисграфии, поскольку звуки каждой из названных групп, не дифференцируемые на слух, в дальнейшем обязательно взаимозаменяются на письме.
  2. В устной речи ребёнок заменяет одни звуки другими, также это касается, в основном, вышеперечисленных групп акустически и артикуляторно близких звуков. Наличие таких замен является несомненным предвестником артикуляторно-акустической дисграфии, поскольку неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения ребёнка грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.
  3. У ребёнка не сформированы простейшие виды фонематического анализа слов, доступные детям дошкольного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

— узнавание звука на фоне слова;
— выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного в конце слова;
— определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.
Если ребёнок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах «почувствовать» звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов, в чём постоянно убеждает школьная практика обучения таких детей грамоте. На этом основании принято рассматривать данное «несовершенство» как явную предпосылку дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

  1. У ребёнка не сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, что затрудняет нахождение различий у сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, а, значит, приводит к появлению у него оптической дисграфии.

5.У ребёнка не сформированы грамматические системы словоизменения и словообразования, что внешне проявляется преимущественно в неправильном употреблении ребёнком окончаний слов в устной речи. Это является несомненным предвестником аграмматической дисграфии.
Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных встречающихся в логопедической практике видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. А это значит, что нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» её предпосылки ещё до начала школьного обучения ребёнка грамоте. Для этого необходимо обязательно обратиться к специалисту. Чтобы успешно преодолеть данное нарушение, необходимы систематические и длительные занятия с логопедом.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *