Как привить детям навыки дисциплины?

Сегодня, уважаемые родители, наш разговор пойдет о дисциплине. С таким вопросом к нам обращается каждый второй родитель. Давайте попробуем вместе ответить на заданный вопрос.
В переводе с латинского «дисциплина» означает «воспитание».
Почему маленькие дети должны слушаться?

  1. Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к детскому саду, а впоследствии и в школе.
  2. Способность подчиняться правилам и следовать им важная для развития отношений между детьми. Детей без таких навыков сверстники могут не принимать в игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится.
  3. Дети комфортнее себя чувствуют, когда их контролируют. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.

Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведённого порядка и определённых правил поведения, то почему они норовят эти правила и порядок нарушить?
Ответить на вопрос можно так: дети восстают не от правил, а от способов их внедрения. Поэтому можно сформулировать вопрос: как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в разных обескураживающих ситуациях, но они требуют от Вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.
Итак, что делать, если ребёнок, не смотря ни на какие ухищрения, не подчиняется?

  1. Соблюдайте последовательность. Наказание приносить пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если Вы наказываете ребёнка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно — нарушение правил игры, и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для Вас.

По возможности предупреждайте ребёнка заранее, за что и как он может быть наказан.
Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

  1. Давши слово — держись. Обещали – выполняйте, то есть наказывайте. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребёнком на одну и ту же тему — не лучший способ проводить время. К тому же, если Вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что Вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. «Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!» — в подобном послании нет никакой полезной информации для ребёнка.
  2. Наказывайте только за конкретный проступок. Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему Вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь Вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую лейку, — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.

  1. Не повторяйтесь. Если ребенок уже бы наказан за проступок, не продолжайте читать нравоучений или требовать повторных извинений — что сделано, то сделано. Напротив, постарайтесь как можно скорее вернуть его к нормальному ритму жизни.
  2. Самое главное — судим поступок, а не самого ребёнка!

 
В заключении нашего разговора мы предлагаем Вам правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину
Правило первое. Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
Правило второе. Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители, прежде всего, должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребёнка. Потребность в движении, познании, упражнении — это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия — это всё равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтоб направить ее в верное русло.
Правило четвёртое. Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли Вам, когда мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье? Так Вы научите ребенка манипулировать Вами.
Правило пятое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.
 

Успехов Вам, уважаемые родители!

На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» М.Ю. Мельникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *