Как помочь ребенку благополучно осуществить переход из дошкольного детства в школьное?
«Как помочь ребенку благополучно осуществить переход из дошкольного детства в школьное?»
Этим вопросом задаётся почти каждый родитель, ребёнка-первоклассника. Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Прежде всего, необходимо признать, что из дошкольного детства ребенок переходит именно в детство. Безусловно, это уже другое, новое, но все же детство. Школьная адаптация – это процесс приспособления ребенка к новой социальной ситуации, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Исходя из этого, получается, что только ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, но это не совсем правильно. Школа, в свою очередь, также должна идти навстречу ребенку, с помощью создания благоприятных условий для его дальнейшего развития. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Для того чтобы родители, детский сад и школа могли помочь ребенку преодолеть этот сложный период, необходимо обозначить основные проблемы, встречающиеся при адаптации и определить, как и кто: школа, детский сад или семья, должны не допустить их возникновения. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание различных сфер и социальных внешних условий ведет к успешной адаптации, неблагополучное – к дезадаптации.
Основные причины дезадаптации:
- Физическое развитие. Если организм не готов функционально, то есть развитие отдельных органов и систем не достигает такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды, то адаптация ребенка будет проходить с наибольшими трудностями.
Рекомендации: В данной проблеме основная ответственность ложится на плечи родителей, так как именно они решают, в каком возрасте их ребенок пойдет в школу. Нельзя установить одинаковые рамки для всех детей, так как это исключительно индивидуальный показатель. Поэтому родители должны со всей серьезностью отнестись к здоровью своего ребенка и адекватно оценить его возможности поступления в школу в определенном возрасте.
- Произвольность. Конфликт заключается в том, что произвольность, как новообразование, формирующееся в учебной деятельности (ведущей деятельности данного возраста), сталкивается с низким развитием произвольности, которое мешает началу обучения в школе.
Рекомендации: В формировании произвольности участие принимают и семья, и школа, и детский сад. Но основы произвольности закладывает детский сад, который строит свою работу с детьми, учитывая следующие параметры: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
- «Внутренняя позиция школьника» и мотивация. «Позиция школьника» заключается в совокупности познавательных и коммуникативных потребностях. Несформированность данной позиции заключается в том, что ребенок хочет идти в школу, но не хочет учиться, так как не понимает зачем. Отсутствие «позиции школьника» выражается в затруднении формирования «чувства желания учиться». Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, которая заключается в совокупности познавательных и социальных мотивов, мешает ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Рекомендации: Помогать формировать мотивацию и «позицию школьника» детей могут и должны родители. Для этого они должны беседовать с ребенком о школе, объяснять, что и зачем там происходит. Приводить примеры из собственной жизни, делиться опытом. Также особое значение в формировании мотивации занимает детский сад. Замечательно, если воспитатель также беседует с детьми о школьной жизни. Возможны встречи с учителями школы и учениками.
- Режим. Нормы и правила школьной жизни не совпадают с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка, что приводит к психологическому напряжению. Рекомендации: Помочь ребенку безболезненно включиться в новые условия и режимные моменты должны родители. Им необходимо стараться поддерживать соответствующий распорядок дня дома. Необходимо объяснять детям, что определенные правила есть во всем и их необходимо соблюдать, иначе будет полный беспорядок, и каждый будет делать то, что вздумается. Можно привести детям различные ситуации. Например, мама каждое утро садится в автобус и едет на работу. Автобус должен идти по определенному маршруту. Но водителю не захотелось соблюдать данное правило, и вместо положенного маршрута, он поехал в парк. А в парке вышел из автобуса и отправился гулять. Затем, можно задать детям вопросы, что произошло потом? Правильно ли он поступил, почему?
- Общение со взрослым (учителем). Если общение ребенка со взрослым затруднено, это может повлиять на способность ребенка опираться не на личный ситуативный опыт, а на содержание общения, понимание позиции взрослого и смысла заданий учителя.
- Общение со сверстниками (одноклассниками). Если общение ребенка со сверстниками затруднено, то это может привести к неспособности ребенка взглянуть на себя и свои действия со стороны, изменить внутреннюю позицию, объективно относиться к действиям других участников совместной работы, т.е. коллективной деятельности.
Рекомендации: Успех общения со сверстниками и со взрослым зависит от самого взрослого, то есть учителя. Учителю необходимо как можно скорее: познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.; начать формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребёнку сферу успеха, самореализации; использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
- Общение с родителями. Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию ребенка к школе.
Рекомендации: Родители должны поддерживать и помогать своим детям. Стараться понять их. Ждать от них не оценок, а знаний. Больше интересоваться не тем, какую оценку сегодня получил их ребенок, а тем, что ему понравилось или не понравилось, тем, что нового и интересного он узнал, тем, как складываются его отношения с учителем, с одноклассниками.
- Самооценка. Низкая самооценка способствует нахождению ребенком непреодолимых препятствий в каждом деле. Высокий уровень тревожности мешает ребенку сходиться со сверстниками, учиться без явного напряжения, овладевать знаниями.
Рекомендации: Формирование самооценки происходит и в семье, и в детском саду и, конечно, в школе. Очень важно хвалить детей. Но здесь надо быть осторожными. Хвалить надо, но не просто так. Хвалить необходимо за дело, самое маленькое и, на первый взгляд, незначительное, но настоящее: дети сами убрали игрушки, накрыли на стол, что-то нарисовали или написали, помогли другу, поделились игрушкой – вот детские дела, которые им не всегда даются без труда.
Выполнение данных рекомендаций обеспечит ребенку благоприятный переход в новую социальную ситуацию, а также плодотворную перестройку его познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Также данные рекомендации помогут родителям и педагогам правильно и достойно прожить данный нелегкий период.
Успехов Вам, уважаемые родители!
На Ваш вопрос отвечала педагог-психолог ЦСУЗОиВ «Вита» Т.А.герасичева