Учитель-логопед

Моему сыну 2,5 года. Он начал проявлять интерес к буквам. Мы купили ему музыкальную азбуку, он с удовольствием с ней играет. Но моя знакомая сказала, что в этой азбуке буквы называют неправильно. Подскажите, как правильно произносить звук и называть букву: М или ЭМ, Б или БЭ?

 
Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, Вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно Вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла.
В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах дом, сом, ком. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство весьма дезориентирует детей, а потом многим мешает в процессе складывания букв в слоги: например, слог ПА ребенок будет читать как ПЭА, а слово ПАПА будет звучать как  ПЭА-ПЭА.
Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их с раннего возраста. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у Вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.
На сегодняшний день существует множество методик и пособий, помогающих научить ребенка буквам и звукам: различные буквари, книжки с наклейками, раскраски, лото, домино, специальные детские презентации, детские компьютеры и компьютерные игры для изучения букв и звуков. К сожалению, не все из них можно рекомендовать к использованию. Поэтому родителям нужно внимательно относиться к выбору развивающих пособий для своего ребенка.

 ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» В.В.Гвоздкова


Ребёнок хорошо учится в школе по всем предметам, но получает плохие отметки по русскому языку. В диктантах допускает много ошибок: пропускает буквы, забывает ставить точки, не дописывает слова. Учитель сказал, что это – дисграфия. Что это такое и что с этим делать?
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема – дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектом. Так что же такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Данное нарушение обусловлено несформированностью некоторых психических функций, которые обеспечивают процесс письма.
Ошибки, наблюдаемые при дисграфии, специфические и имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.
В зависимости от проявляемых нарушений, дисграфия делится на несколько форм:
артикуляторноакустическая дисграфия возникает на почве нарушения звукопроизношения. При этой форме дисграфии ребёнок пишет слова так, как он их произносит (например, «лука» вместо «рука», «сапка» вместо «шапка»);
акустическая дисграфия характеризуется заменой при письме звуков подобными по звучанию (д-т, з-с, ж-ш и т.п., например, «тятел» вместо «дятел», «ешевика» вместо «ежевика»). При этом у ребенка нет нарушений звукопроизношения;
аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок неправильно склоняет слова по родам и падежам (например, «много деревов»), не может согласовать слова друг с другом (например, яркий солнце);
оптическая дисграфия возникает на фоне нарушения зрительного анализа. Ребенок почти не воспринимает различия между буквами с похожими элементами написания, добавляет лишние элементы, пропускает нужные, записывает буквы зеркально;
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Ребенок может пропускать, переставлять местами или повторять буквы и слоги, писать предлоги слитно со словом или приставки отдельно (например, «у бегать» вместо «убегать», «влесу» вместо «в лесу», «клювка» вместо «клюква»), писать слова слитно друг с другом («кшкалежитнастле» вместо «кошка лежит на стуле»).
Нарушения письма не исчезают самостоятельно в процессе школьного обучения. Поэтому, если Вы подозреваете, что у Вашего ребёнка дисграфия, необходимо обязательно обратиться к специалисту. Для успешного преодоления данного нарушения необходимы систематические и длительные занятия с логопедом.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита»  Е.В.Касаткина


«У моего ребёнка дисграфия. Мы начали ходить на занятия к логопеду, однако в школе он все ещё испытывает трудности при письме. Можно ли как-то помочь ему?»
Эти вопросы продолжают поступать к нам на сайт. Хотим уточнить, что в сентябре месяце мы подробно разобрали, что такое дисграфия и причины её возникновения.
В статье, уважаемые родители, мы обратили Ваше внимание на то, что нарушения письма не исчезают самостоятельно в процессе школьного обучения. Как уже говорилось ранее, нужно обязательно обратиться к специалисту. Для успешного преодоления данного нарушения необходимы систематические и длительные занятия с логопедом, так как коррекция дисграфии – сложный и длительный процесс, который занимает не один месяц, и даже, возможно, не один год. Чтобы помочь ребёнку быстрее преодолеть дисграфию и стать более успешным в учебной деятельности, Вам, родители, помогут следующие советы:
— Нельзя заставлять ребёнка много писать (писать сначала на черновик, потом переписывать на чистовик, переписывать задания, в которых он допустил ошибки). Механическое натаскивание не даст результата, лишь вызовет у ребёнка неуверенность в своих силах. Если требуется написать большой текст, его следует разделить на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов.
— Нельзя давать ребёнку задания на скорость.
— Даже за небольшие успехи ребёнка нужно хвалить. Ни в коем случае нельзя ругать его, если что-то не получается.
— По возможности на занятиях с ребёнком позволять ему писать карандашом. При проверке текста следует не зачёркивать ошибки, а ставить отметки на полях, чтобы ребёнок имел возможность их самостоятельно найти и исправить.
— Не старайтесь исправить всё сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
— Не стоит давать ребёнку задания, в которых нужно исправить изначально допущенные ошибки. Как правило, при дисграфии хорошо развита зрительная память (в качестве замещения дефекта). При прочтении слов с ошибками в памяти ребёнка остаются неправильные образцы написания.
— Следует уделить внимание выбору канцтоваров. При дисграфии будет полезен массаж подушечек пальцев, поэтому при подборе пишущего предмета (ручки или карандаша) важно обратить внимание на место «хватки» пишущего предмета. Оно должно быть покрыто ребрышками или пупырышками. По возможности ручка должна быть трёхгранной, такие ручки наиболее удобны для письма, так как при письме опора приходится на три держащих пальца. Для дисграфиков лучше подходят гелевые ручки (ощущается нажим), однако в начальных классах ими пользоваться, скорее всего, не разрешат.
— При всех видах дисграфии не будут лишними словесные игры. Играйте в слова: сначала Вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву. Постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву Вашего слова.

 ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина


«Ребенок не  хочет выполнять домашние задания логопеда, как расположить его к занятиям дома?»
Родителям бывает очень сложно разорваться, стремясь уделить время работе, дому и воспитанию ребенка. Многим из них значительно облегчает жизнь посещение специальных развивающих центров. Но в работе по исправлению звукопроизношения быстрый и качественный результат возможен только в случае совместной работы логопеда и родителей.
Нужно понимать, что во время занятий логопед, в первую очередь тренирует речедвигательные мышцы ребенка, формирует новую мышечную память.
Дети, занимающиеся дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, намного быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
Если ребенок отказывается выполнять задания, скорее всего он просто проверяет «границы дозволенного». Настойчиво добивайтесь выполнения поставленной перед ним задачи. Постарайтесь мотивировать ребенка. Найдите несколько таких вещей, которые ребенок любит и награждайте его, за выполнение тех задач, которые вы перед ним поставите.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  2. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.
  3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  4. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  5. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Воспринимайте занятия как способ лучше узнать своего ребенка и подружиться с ним.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина


«Моему ребёнку 6 лет, мы ходим к логопеду, так как он неправильно произносит некоторые звуки. Нам сказали, что если в саду у ребёнка были проблемы с речью, то в школе может появиться дисграфия. Правда ли это и можно ли как-то избежать этого?»
Действительно, если у ребёнка в дошкольном возрасте были проблемы со звукопроизношением, то существует опасность появления дисграфии при обучении в школе. Дело в том, что письмо – это очень сложный процесс, в котором принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью её развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребёнку необходимо:
1) определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука,
2) соотнести выделенный звук с определённым образом буквы,
3) воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребёнка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций, то, в случае непринятия соответствующих профилактических мер, может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.
Её предпосылки проявляются уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому не стоит затягивать с походом к специалисту, ведь чем раньше у ребёнка будет выявлены речевые нарушения, тем быстрее можно оказать коррекционное воздействие. Это позволит приблизить его по уровню речевого развития к возрастным нормам.
К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен:
— владеть правильным звукопроизношением;
— уметь слышать и различать звуки родного языка;
— анализировать звуковой состав речи;
— пользоваться разными способами словообразования;
— пользоваться развёрнутой фразовой речью.
Каковы же основные предпосылки возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста?

  1. Ребёнок не различает на слух акустически близкие звуки: твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, свистящие – шипящие, а также звуков «Р», «Л», «Й». Это рассматривается как явная предпосылка акустической дисграфии, поскольку звуки каждой из названных групп, не дифференцируемые на слух, в дальнейшем обязательно взаимозаменяются на письме.
  2. В устной речи ребёнок заменяет одни звуки другими, также это касается, в основном, вышеперечисленных групп акустически и артикуляторно близких звуков. Наличие таких замен является несомненным предвестником артикуляторно-акустической дисграфии, поскольку неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения ребёнка грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.
  3. У ребёнка не сформированы простейшие виды фонематического анализа слов, доступные детям дошкольного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

— узнавание звука на фоне слова;
— выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного в конце слова;
— определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.
Если ребёнок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах «почувствовать» звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов, в чём постоянно убеждает школьная практика обучения таких детей грамоте. На этом основании принято рассматривать данное «несовершенство» как явную предпосылку дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

  1. У ребёнка не сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, что затрудняет нахождение различий у сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, а, значит, приводит к появлению у него оптической дисграфии.

5.У ребёнка не сформированы грамматические системы словоизменения и словообразования, что внешне проявляется преимущественно в неправильном употреблении ребёнком окончаний слов в устной речи. Это является несомненным предвестником аграмматической дисграфии.
Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных встречающихся в логопедической практике видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. А это значит, что нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» её предпосылки ещё до начала школьного обучения ребёнка грамоте. Для этого необходимо обязательно обратиться к специалисту. Чтобы успешно преодолеть данное нарушение, необходимы систематические и длительные занятия с логопедом.

    ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина

 
 Моему сыну 5 лет, и он не все звуки выговаривает правильно. У моей подруги дочка посещает логопедическую группу и довольна результатами. Она порекомендовала мне тоже перевестись в эту группу. Но я боюсь, что его речь ухудшится, если он будет слышать речь других плохо говорящих детей? Так ли необходима логопедическая группа?
 
Ответить на этот вопрос можно, лишь оценив уровень развития устной речи Вашего ребёнка.
Если проблемы с речью заключаются лишь в неправильном произношении нескольких звуков, то, действительно, переводиться в логопедическую группу не стоит. Ваши опасения не напрасны, т.к. ребёнок может начать подражать не только дефектному звукопроизношению, но и неправильному грамматическому оформлению речи. Поэтому, в данном случае, лучшим вариантом будут индивидуальные занятия с логопедом.
Однако, если, помимо нарушений произношения звуков, у ребёнка имеется серьёзное отставание в развитии лексико-грамматического строя речи, то задуматься о поступлении в логопедическую группу всё-таки стоит.
Зачисление детей в логопедическую группу осуществляется по направлению ГПМКомиссии   с 4-5-лет у которых было выявлено нарушение в развитии компонентов языковой системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, звуко-слоговой структуры слов, фонематических процессов). Наполняемость логопедических групп – 12-15 человек.
Логопедические занятия проводятся учителем-логопедом ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей), направленные на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные, направленные на коррекцию звукопроизношения.. Во второй половине дня проводится коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда. Все остальные занятия проводятся так же, как в массовых группах детского сада
Детей с нарушениями речи готовят к первому классу по особой программе. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать и слышать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
Это всего лишь общие рекомендации. Если Вы всерьез задумались о логопедической группе, то стоит посоветоваться со специалистом, который сможет оценить навыки ребенка и дать дельный совет, стоит ли отдавать Вашего ребёнка в логопедическую группу, или лучшим решением будут являться индивидуальные занятия с логопедом.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

 На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед  ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина


« Можно ли начинать изучать английский язык,  занимаясь с логопедом? »
Каждый из нас знает, что владение иностранными языками — залог успеха в будущем. Поэтому родители все чаще задумываются над тем, чтобы как можно раньше отправить ребенка на специальные курсы.
Но не все дети обладают одинаковыми способностями. В первую очередь, родителям и педагогам необходимо обратить внимание на речевое развитие ребенка, поскольку не у всех детей оно происходит в соответствии с общепринятой нормой. Существует множество нарушений речи, самое частое из которых – это нарушение звукопроизношения, которое встречается как самостоятельный дефект или как симптом более сложного речевого дефекта.
Дефекты звукопроизношения могут проявляться по-разному:
 

  • Искаженное произношение звука;  • Отсутствие звука в речи;  • Замена одного звука другим.

Если такие проблемы существуют, не нужно усугублять их изучением иностранного языка. Любой язык имеет свои звуковые особенности. Норма произношения в чужом языке может быть дефектом в родном. Например, в английском языке межзубное произношение свистящих звуков является нормой, а в русском языке это является дефектом. Поэтому обучение ребенка иностранному языку может привести к закреплению неправильного произношения звуков родной речи.
Если ребенок занимается с логопедом, не стоит начинать учить какой-либо иностранный язык. В этом случае, логопед будет заниматься постановкой звука, а преподаватель иностранного языка закреплять другой, дефектный для русского языка звук. Это может привести к еще большим речевым проблемам у ребенка.

 ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина


Ребёнок в 5 лет не произносит звук [ш] в речи, заменяя его на [с]. Однако, если попросить ребёнка произнести этот звук или слово с ним отдельно, то он произносит его хорошо. Нужно ли обращаться к логопеду или достаточно постоянно поправлять его?
К 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если отмечаются замены одного звука другим, это может свидетельствовать о недостаточном уровне сформированности фонематического слуха, т.е. способности выделять, воспроизводить, различать звуки речи. При овладении письменной речью это может привести к появлению стойких специфических ошибок на письме. Само это не пройдёт, необходимы систематические коррекционные занятия. Если Вы заметили, что ребёнок заменяет, пропускает звуки в словах, необходимо обязательно обратиться за консультацией к логопеду.
 
Примеры практических игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти
Игра «Услышишь — хлопни»
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Игра-соревнование «Кто больше?»
Цель: развитие фонематических представлений, слухового внимания.
Ход игры. Ребёнок подбирает слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)
Цель: развитие фонематических представлений, внимания.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а ребёнок определяет место (начало, середина, конец) заданного звука в каждом из них.
Игра «Зоркий глаз»
Цель: развитие фонематических представлений, фонематического анализа, внимания.
Ход игры. Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Игра «Запоминайка»
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
шар — шуба
шарф — шкаф
сумка — шмель — сапоги
шайба — сын — шахта
Игра «Сложи звуки»
Цель: развитие фонематического синтеза, слухового внимания, памяти.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [Ш], [А] — ША; [Ш], [О], [В] – ШОВ.

 ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина


Как определить, что у ребёнка укорочена уздечка языка? Как это влияет на речь?
Подъязычная связка (уздечка) –  это складка слизистой оболочки полости рта, которая прикреплена под языком и тянется до основания десен передних нижних зубов.
Укороченная подъязычная уздечка уменьшает подвижность языка, что может быть причиной неправильного произношения некоторых звуков, таких как [Р], [Л], реже шипящих.
Определить, что уздечка укорочена, можно по следующим признакам: ребёнку трудно высовывать язык, при открытом рте он не может дотянуться кончиком языка до верхних резцов, кончик языка раздвоен. Однако для более точного определения состояния подъязычной складки лучше обратиться к ортодонту.
Что делать с короткой уздечкой? Существует два способа коррекции: 1.растягивание посредством артикуляционных упражнений и массажа.

  1. хирургическая операция.

«Растягивание» уздечки проводится только под контролем логопеда и будет эффективным только при длительных и систематических занятиях. Процесс может занять около трёх месяцев.
Если растягивание с помощью упражнений невозможно, проводится хирургическая операция. Показания к ней совместно определяются логопедом и ортодонтом. Пластику языка лучше провести в возрасте 5 лет, поскольку ещё есть время до поступления ребёнка в школу для проведения реабилитационного периода и постановки звуков  логопедом в новых анатомических условиях. Послеоперационный период должен проходить под контролем, как хирурга-стоматолога, так и логопеда, поскольку позднее начало занятий с логопедом может привести к тому, что на уздечке образуется рубцовая ткань, которая не даст уздечке увеличиться по длине и будет стягивать уздечку языка, так как рубцовая ткань не растягивается.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
«Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
«Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Дотянись до носа» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Футбол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

 ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

 На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина