Как определить, что у ребёнка укорочена уздечка языка? Как это влияет на речь?

Как определить, что у ребёнка укорочена уздечка языка? Как это влияет на речь?
Подъязычная связка (уздечка) – это складка слизистой оболочки полости рта, которая прикреплена под языком и тянется до основания десен передних нижних зубов.
Укороченная подъязычная уздечка уменьшает подвижность языка, что может быть причиной неправильного произношения некоторых звуков, таких как [Р], [Л], реже шипящих.
Определить, что уздечка укорочена, можно по следующим признакам: ребёнку трудно высовывать язык, при открытом рте он не может дотянуться кончиком языка до верхних резцов, кончик языка раздвоен. Однако для более точного определения состояния подъязычной складки лучше обратиться к ортодонту.
Что делать с короткой уздечкой? Существует два способа коррекции: 1.растягивание посредством артикуляционных упражнений и массажа.

  1. хирургическая операция.

«Растягивание» уздечки проводится только под контролем логопеда и будет эффективным только при длительных и систематических занятиях. Процесс может занять около трёх месяцев.
Если растягивание с помощью упражнений невозможно, проводится хирургическая операция. Показания к ней совместно определяются логопедом и ортодонтом. Пластику языка лучше провести в возрасте 5 лет, поскольку ещё есть время до поступления ребёнка в школу для проведения реабилитационного периода и постановки звуков логопедом в новых анатомических условиях. Послеоперационный период должен проходить под контролем, как хирурга-стоматолога, так и логопеда, поскольку позднее начало занятий с логопедом может привести к тому, что на уздечке образуется рубцовая ткань, которая не даст уздечке увеличиться по длине и будет стягивать уздечку языка, так как рубцовая ткань не растягивается.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
«Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
«Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Дотянись до носа» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Футбол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

На Ваш вопрос отвечала учитель-логопед ЦСУЗОиВ «Вита» Е.В.Касаткина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *