"Детская агрессия"

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли. Эрих Фромм
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Представленная Вашему вниманию тема серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку и т.д.). У старших детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью. Как вы считаете, эти качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и т. д
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку: а) преодолеть трудности; б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие наоборот приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие в семье традиций, обычае, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:

  1. Оно следует незамедлительно за проступком.
  2. Объяснено ребёнку.
  3. Оно суровое, но не жестокое.
  4. Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Ниже перечислены «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Невозможность справиться с разочарованием как источник агрессивного поведения ребенка.
Некоторые дети не умеют справляться с ситуациями разочарования. Когда они сталкиваются с фрустрацией своих желаний, то реагируют на это бурно, перестают контролировать себя, бьют «обидчика» или разрушают возникшие препятствия. В таких случаях нужно постараться избежать конфликта с ребенком, вместо этого необходимо обращать его внимание на правила, которые диктуют ограничение желаний, чтобы «виновником» разочарования ребенка оказывался не конкретный человек, а безличное правило (например: «Очень хочется печенья, но мы не едим, потому что еще не помыли руки»).
Но не все ситуации могут быть представлены как безличные. Необходимо учить ребенка уступать другому, действовать по очереди, договариваться. Это длительный и сложный процесс, требующий многократных обсуждений. Важно при этом обращать внимание ребенка на его переживания, следствием которых как раз и могло бы стать агрессивное поведение, а также на переживания и желания других людей («Ты хотел поиграть в машинку, но Петя тоже любит играть в машинки. И он первый взял машинку. Ты разозлился на Петю и захотел его ударить. Но драться нехорошо. Давай попробуем договориться: сначала немного поиграет Петя, а ты пока поиграешь во что-нибудь другое, а потом Петя даст машинку тебе поиграть, хорошо?»).
Необходимо также предлагать ребенку специальные средства, помогающие ему справиться с трудной для него ситуацией. Можно обозначить условное место, где допускается поведение, запрещенное в других местах («Ты расстроился и хочешь покричать? Но здесь не кричат. Пойдем покричим в другой комнате и вернемся к ребятам»). Это может быть стульчик, на котором тот, кто не может удержаться от драк, должен посидеть и успокоиться. Если ребенок выражает агрессию вербально, ему можно предложить кричать не на человека, а «в кувшин для плохих слов». При этом ребенок получает возможность выразить эмоцию, не оскорбляя окружающих. Важно, что педагоги признают право ребенка на плохое настроение, хотя могут не одобрять конкретных способов его выражения.
Конечно, поначалу ребенку сложно будет следовать этим правилам — для использования таких специальных средств детям понадобится организующая (напомнить о договоренности), а нередко и физическая (взять за руку и отвести) помощь взрослого. Со временем такое средство может стать стереотипом или применяться детьми сознательно — так или иначе, они смогут самостоятельно регулировать им собственное поведение.
 
Желаем Вам, дорогие родители, как можно больше чудесных моментов при общении с Вашими детьми! Детство проходит быстро, а детские воспоминания остаются на всю жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *